8 (499) 673 45 05 info@glassvita.ru

ФАСАДЫ ИЗ СТЕКЛА. ВСЕ О СТРУКТУРНОМ ИЛИ ПЛАНАРНОМ ОСТЕКЛЕНИИ

Иногда кажется, что архитекторы вступили в какой-то сговор, решив кардинально изменить окружающий мир. Иначе чем объяснить появление множества разновидностей фасадов, среди которых есть не просто интерактивные, а кинетические, параметрические и даже исчезающие? В этом месте надо бы поставить смайлик. Любому понятно, что речь идет лишь о визуальном эффекте, который достигается с помощью современных материалов и технологий. Но для чего вся эта затея и как она в конечном итоге будет влиять на созерцающих, то есть на обычных горожан? И зачем вообще вкладывать немалые деньги во все эти новшества — скорее технические, чем архитектурные?

Конечно, фасады зданий — идеальное место для размещения световой рекламы. Это поняли еще на заре капитализма, который в кино показывали именно таким: назойливые подмигивания световой рекламы на фасадах небоскребов, призывы купить «Кока-Колу» или выкурить пачку «Мальборо».

«И ЧТО ОН МОРГАЕТ? НА ЧТО НАМЕКАЕТ?»

После потерянных для отечественного зодчества десятилетий депрессивного единообразия массовой советской застройки так понятно стремление уже нового поколения архитекторов к неординарности, новизне, яркости. Понятно и желание поразить собой мир, смело заявить о своем праве на высказывание в архитектурном пространстве.

Но естественный порыв приходится обуздывать экономической целесообразностью. Видимо, это и стало одной из причин появления информационной архитектуры, которая, по сути, превращает здания в огромные табло для видеотрансляций, чаще всего коммерческого, реже социального или культурно-просветительного характера. Это наиболее частое, очевидное без специальных исследований использование фасадов. Но и на этом давно вспаханном, обработанном и хорошо удобренном поле тоже постоянно ищут новые способы привлечения внимания. И находят, разумеется.

Скажем, купол огромного стадиона «Альянс-Арена» в Мюнхене меняет свой цвет в зависимости от того, какая команда играет или какая из них забила гол. Эти цветовые изменения — некие информационные телеграммы-молнии, коды, понятные множеству людей далеко за пределами стадиона. Они мгновенно не только передают информацию, но и дирижируют эмоциями тысяч болельщиков. И эти эмоции меняются в унисон с цветом купола. Стадион же из обычного спортивного сооружения, индифферентного вместилища множества людей, превращается в эмоциональное, почти одушевленное существо, страстно переживающее каждый нюанс игры. Здание стадиона будто становится соучастником происходящих в нем событий.

Подобный прием используется уже и в современных культурно-развлекательных центрах: фасад меняет свой цвет во время грандиозных музыкальных событий, о которых знает весь город. Такова в понимании современных градостроителей информационная архитектура ХХI века. Хотя, наверное, стоит уточнить: информационно-эмоциональная. Как далеко зайдут и что еще изобретут фантазеры в этой области, предсказать трудно. Но в том, что сюрпризы за углом (точнее, за фасадом) и уже ждут нас, сомневаться не приходится.

КРУТИТСЯ, ВЕРТИТСЯ ДОМ НАД ЗЕМЛЕЙ

Что за игры затеяли архитекторы? Причем началось это почти век назад, в двадцатые годы прошлого столетия, именно в России. Знаменитая башня Татлина, известная даже людям, далеким от архитектуры, была задумана с вращающимися, двигающимися вокруг статичной оси частями. Каждая из частей имела свой период оборота: год, месяц, сутки.

Затем своими проектами мир поразил наш соотечественник Константин Мельников. В его пятиэтажной башне редакции газеты «Ленинградская правда» только первый этаж оставался статичным, остальные должны были менять свое положение. Будущее, убеждены были первопроходцы, за архитектурой динамичной, подвижной, меняющейся, адаптивной.

Разработки наших зодчих-гениев так и остались блестящими футуристическими мечтами. Но своими невоплощенными идеями, нереализованными проектами и теоретическими трудами они вдохновили следующие поколения зодчих. И начиная с 80-х годов мир уже не удивляют раздвигающиеся стены домов, раскрывающиеся крыши, складывающиеся мосты и здания, которые под действием естественных сил природы (солнца, ветра, дождя) кардинально меняют свой облик. Но зачем?

ЗАЧЕМ?

На этот вопрос нет единого, исчерпывающего ответа. Начнем с экологии. Все чаще приходится задумываться о конечности щедрот, которыми делится с нами природа. Понятно, что надо бережнее относиться к источникам энергии, не тратить их бездумно. Но в то же время необходимость экономии не вызывает энтузиазма в обществе, приученном к современному комфорту. Компромисс возможен, если дом сам будет перерабатывать энергию солнца, ветра и воды в электричество, которое можно не только использовать на нужды жильцов дома, но и продавать излишки.

Идея не только прагматичная, но и вполне реализуемая. Сразу можно перечислить немало проектов, осуществленных по этой концепции. В Китае гордятся безупречным в экологическом отношении небоскребом Perl River Tower, построенным в 2009 году. Этот дом нового поколения за счет солнца, ветра и воды производит электроэнергии больше, чем потребляет. Это радует всех, кроме местного аналога энергосбыта: организация в штыки встретила своих потенциальных конкурентов. Кстати, подсказка для законодателей, которым в недалеком будущем придется иметь дело с подобными ситуациями. Ведь такие «дышашие» дома уже появились в разных странах мира. В 2012 году «дышащий павильон» появился на Всемирной выставке Expo. Его гибкие кинетические диафрагмы-панели изготовлены из стекловолоконного полимера. Их задача — регулировать температуру воздуха и количество поступающего в павильон солнечного света.

Разговор о кинетической архитектуре или ее элементах невозможен без упоминания о Жане Нувеле, с которого, можно сказать, в 80-е все и началось. А его Институт арабского мира, построенный в Париже на берегу Сены, уже стал хрестоматийным примером блестящего решения нескольких задач одновременно. Здание нужно было вписать в историческую застройку города, не забывая при этом, что строится оно по технологиям конца двадцатого века и не должно оказаться морально устаревшим с наступлением двадцать первого. Наконец, новостройку надо было тематически увязать с Востоком, при том что ее реальный адрес — Париж. Архитектор нашел остроумный ход. За стеклянным прозрачным южным фасадом просматривается традиционная арабская машрабия — узорчатая решетка, в данном случае выполненная из металла. По замыслу архитектора, механические жалюзи, то сужаясь, то расширяясь, чутко реагируют на потоки воздуха и солнечного света. Полное впечатление, что фасад дышит. Визуально с этими «вздохами» он тоже меняется.

Выставочный павильон One Ocean в городе Йосу очертаниями напоминает огромного кита и тоже будто дышит своими «жабрами»-жалюзи, устроенными для регуляции солнечного света и фильтрации воздуха.

Сейчас этим уже никого не удивишь. Кинетическая архитектура за эти годы шагнула далеко вперед и смело решает куда более сложные задачи. Но кто-то ведь этот путь прокладывал впервые...

КРЫЛЬЯ «КВАДРАЧЧИ»

Музей искусств в Милуоки, что близ озера Мичиган, существует давно. Его павильоны многократно строились, перестраивались, коллекция предметов искусства достигла 25 тысяч единиц хранения, и это не предел, конечно. Но к заслуженной славе в 2001 году добавились новые нотки особого интереса к зданию музея — к той его части, что задумал и осуществил знаменитый Сантьяго Калатрава. Здания, построенные по его проектам, не оставляют равнодушными. Иногда дело доходит даже до суда, как это случилось со стеклянным мостом в Венеции.

Павильон музея, спроектированный экстравагантным мэтром, получил название «Квадраччи» и множество традиционно противоречивых откликов ценителей архитектуры. Одних восхищают гигантские серебряные крылья, которые в зависимости от погоды или времени суток то раскрываются над белоснежным зданием, будто укрывая его, то складываются. Взмахи этих крыльев кардинально преображают не только внешний облик музея, но и его интерьер. Прагматическая задача все та же — обеспечить максимально комфортный микроклимат внутри помещения, не покушаясь при этом на невозобновляемые источники энергии. Но сделать это оригинально, изящно, красиво, чтобы здание вызывало удивление и восхищение. Именно такие проекты выигрывают сейчас конкурсы, а их авторы получают право на реализацию задуманного.

ПОГОДА В ДОМЕ

Мы постоянно недовольны погодой. То слишком жарко, то беспокоит сильный ветер, особенно на верхних этажах, то хочется больше тепла. И так бесконечно. Кондиционеры снимают остроту проблемы, но имеют свои очевидные минусы. Кинетическая архитектура предлагает просто передвинуться, как мы это делаем обычно, сидя, например, на лавочке. Припекло — можно отодвинуться в тень, если мешает ветер — садимся с подветренной стороны.

Подвижные конструкции фасада будут то открываться, то закрываться, оберегая от избыточного ультрафиолета. В Японии, Китае, Сингапуре и других странах этого региона довольно часто требуется защита не только от избыточного ультрафиолета, но и от сильного ветра, а кое-где не мешает предпринять меры и против муссонных дождей. Мало того, сэкономленную энергию природных сил можно превратить в электричество и использовать его в первую очередь на нужды того же строения. Об этом говорят здания, построенные за последние годы по проектам лучших архитекторов мира.

Они, эти архитекторы, уже мыслят другими категориями и умеют смотреть далеко вперед. К реализации готовится проект популярного и неординарного архитектора Дэвида Фишера. Израильтянин по рождению, в раннем возрасте он уехал в Италию, где и получил архитектурное образование. Строит Фишер в разных странах мира, и вот по одному из его проектов предполагается в районе Москва-Сити возвести 70-этажный небоскреб. Неподвижным в нем будет только первый этаж, в котором расположатся офисы, рестораны, отделения банков и прочая привычная современному человеку инфраструктура. Этажи с жилыми квартирами будут менять свое положение относительно оси здания — мощной «трубы», вертикалью проходящей через четырехсотметровое здание. Здесь будет находиться все, что обеспечит жильцам комфорт на самом современном уровне и по самым строгим экологическим стандартам. Энергия будет вырабатываться в том числе и от движения квартир.

Закономерный вопрос: жильцам-то зачем эти передвижения? Ответить на него можно, наверное, только встречным вопросом: зачем нам вообще перемены? Путешествия? Смена моды? Поэт ответил просто: «И новизны душа, как хлеба, просит». Одновременно это и объяснение еще одной из причин появления кинетической архитектуры: человек устроен так, что устает от однообразия. Психологическая угнетенность появляется, даже если это однообразие достаточно комфортное. Конечно, далеко не все мы так устроены, но, по мнению специалистов, статичность окружающей среды, тем более если мы к ней безропотно привыкаем, один из тормозов интеллектуального развития личности. К тому же надо признать: наша страсть к переменам, желание хотя бы на время сменить «картинку» — один из мощных двигателей прогресса.

И ЧТО ДАЛЬШЕ?

Когда-то люди начинали с пустяков: открывали-закрывали двери, ставни и форточки, поднимали, опускали и раздвигали мосты. Потом дело дошло до стен и крыш. Теперь распахивающиеся и закрывающиеся крыши стадионов — элементарно, как зонтик в непогоду. Угождая нашим прихотям, дома стали дышать фибрами, жабрами, а чтобы укрыть нас от ветра или солнца — распахивать над собой крылья. Вращаясь вокруг оси, предлагать нам то встретить рассвет, то полюбоваться закатом. И это уже есть. Пока, правда, только кое-где.

Что дальше? Сказку об избушке на ножках, почему-то на курьих, помните? А для чего они нужны, если избушка не собирается отправиться в путь? «Надо научить ее использовать ножки по назначению», — задумчиво скажет сторонник кинетической архитектуры. И все. Сказано — будет сделано.

И двинутся наши «избушки» через некоторое время в путь-дорогу, помяните мое слово.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ФАСАДНОМ ОСТЕКЛЕНИИ: СТРУКТУРНЫЕ ТОНКОСТИ

Стеклянные фасады современных зданий уже долгое время не являются новшеством. Они давно и прочно вошли в архитектурное проектирование и определяют облик современных городов. Все эти конструкции обладают рядом уникальных свойств.

К основным характеристикам относятся:

  1. Визуальная легкость, фасад кажется парящим и почти невесомым.
  2. Многообразие форм, поскольку конструкции, из которых состоит фасад, позволяют воплощать любые архитектурные идеи.
  3. Широкая цветовая палитра: современное стекло может быть, как прозрачным, так и тонированным, матовым, витражным или узорчатым.
  4. Глобальное увеличение естественного освещения с помощью стеклянных стен значительно оздоравливает микроклимат в помещении, а также улучшает психологическое состояние находящихся в таком здании людей.
  5. Расширение внутреннего пространства и зрительное облегчение городского ландшафта за счет отражающей способности и прозрачности фасадного стекла значительно увеличивает привлекательность таких зданий. Стеклянные фасады многофункциональны, поэтому их применяют практически во всех видах зданий: общественных, промышленных, спортивных, жилых (мало- и многоэтажных).

Основу стеклянного фасада составляет очень прочный стеклопакет, который способен выдержать любые неблагоприятные климатические условия и имеет антивандальные свойства. Обычный состав стеклопакета:

  • многослойное стекло- триплекс;
  • алюминиевый профиль;
  • фурнитура.

 К неоспоримым преимуществам фасадного остекления относятся:

  1. высокая прочность;
  2. термо- и влагоустойчивость;
  3. шумо- и теплоизоляция;
  4. безопасность.

Существует несколько наиболее распространенных типов фасадного остекления: каркасный, полуструктурный, структурный.

В каркасной системе стоечно- ригельная система имеет внутренний силовой алюминиевый каркас из стоек и ригелей. С внешней стороны находится прижимной профиль с декоративными накладками. Накладки различаются по ширине, цвету и форме и создают очень привлекательный фасад, упорядочивая его по вертикали и горизонтали.

Полуструктурная фасадная система представляет собой смесь структурной и стоечно-ригельной систем. В ней также используются стойки и ригели. Декоративные накладки заменены тонкими прижимными профилями, которые смотрятся как структурный шов. Полуструктурный фасад бывает двух видов:

  • крепление стеклопакетов или только по горизонтали (к ригелям) или только по вертикали (к стойкам) с использованием специальных стеклопакетов с «зубом»; при такой конструкции визуально увеличивается площадь остекления, наружные прижимные профили расположены только в одном направлении;
  • аналогично каркасной системе, при этом более узкие прижимные планки создают видимость дорогого фасадного остекления и практически незаметны на фоне стекла.

Полуструктурное остекление обладает значительными преимуществами. Во-первых, это простота установки стеклопакетов, при которой стекло вставляется изнутри. Это позволяет быстро и безопасно собирать фасады даже высотных зданий. Во-вторых, создается видимость почти полностью стеклянной стены. В-третьих, относительная дешевизна по сравнению с остальными видами остекления.

В настоящее время одной из наиболее современных технологий создания фасадов является структурное остекление. Основные составляющие структурной фасадной системы:

  • силовой каркас из стоек и ригелей;
  • стеклопакет, в котором внутреннее стекло короче внешнего;
  • крепление с помощью двухкомпонентного герметика.

В каркасе профили присутствуют только внутри, снаружи видны стекло и швы шириной до 20 мм, которые могут быть одного цвета со стеклом.

Каркас самого здания выполняется максимально жестким, чтобы свести к минимуму действие температурных колебаний стеклопакетов и фасадных элементов, расширяющихся и сжимающихся под воздействием различных температур.

Стекло для структурного остекления применяется со специально обработанной кромкой для снятия внутренних напряжений, возникающих при раскрое стекла. Вообще, стеклопакеты и прочие элементы структурного остекления должны соответствовать требованиям повышенной прочности.

Плюсы структурных фасадов:

  1. оптимальная система отделки в плане цена - качество;
  2. высокая скорость монтажа стеклянных стен, минимальное количество отходов и строительного мусора;
  3. пригодно для остекления любого фасада.

Для получения более подробной информации о фасадном остеклении смотрите наше видео

Спайдерное остекление - ключ к высоким технологиям

Основные свойства спайдерных систем

У спайдерного остекления в отличие от каркасных систем нет перегородок между стеклопакетами. Стекло фиксируется посредством пространственных кронштейнов- «спайдеров» из высоколегированной стали. Спайдер соединяется с несущей конструкцией с помощью специальных креплений. Структура спайдерной системы выглядит следующим образом:

  • Основной элемент- стальной коннектор- спайдер.
  • Стеклопакеты, примыкающие друг к другу без видимых швов.
  • Силиконовые герметики в пространстве между стеклами.

Спайдеры от «Титана» помимо функциональных характеристик имеют прекрасные декоративные характеристики. Они делаются из высококачественной стали и имеют несколько вариантов количества точек крепления.

При производстве спайдеров применяют разнообразные способы обработки поверхности. Поэтому кронштейны, предлагаемые «Титаном», можно приобрести в разных версиях: от матового или хромированного до цветного. Поскольку стандартная матовая разновидность самая распространенная, ее всегда можно найти на складе компании. Остальные виды можно приобрести «под заказ».

Основные системы спайдерного остекления

Под маркой «Титан» представлены различные элементы систем спайдерного остекления. Ассортимент достаточно разнообразен, поскольку «Титан» прочно удерживает ведущие позиции на рынке стеклянных конструкций.

Итак, спайдерное остекление можно создавать с использованием уже существующих колонн и перекрытий как основных несущих конструкций. Это самый быстрый и экономичный способ. Еще один метод- остекление с использованием металлических конструкций разнообразного сечения(круглого, каплевидного, квадратного и т.д.).

Наиболее сложное в расчетах и монтаже- остекление с использованием тросов или металлических стержней. Оно же и самое дорогое.

И, наконец, системы, в которых используется наибольшее количество стекла- крепление стеклянных элементов с помощью стеклянных стоек- ребер, где одно из стекол выступает в качестве ребра жесткости. При этом создается впечатление полного отсутствия каких- либо деталей крепежа, иллюзия сплошного остекления.

Технологически можно крепить стеклянные панели к опорам по углам или боковым сторонам. Опоры фиксируются в специально просверленным отверстиям.

Преимущества спайдерного остекления

Спайдерные системы остекления от ТМ «Титан» обладают преимуществами по сравнению, например, с традиционной фасадной отделкой:

  • Естественная инсоляция интерьеров сквозь ограждающие конструкции, существенное уменьшение расходов на освещение.
  • Высокая прочность и долговечность, длительный безремонтный срок эксплуатации.
  • Повышенная пожаростойкость и стойкость к коррозии.
  • Устойчивость к воздействию к разнообразных погодных и климатических условий.
  • Формирование стеклянных конструкций любой сложности.
  • Экологическая безопасность, поскольку стекло- один из самых экологически чистых материалов.
  • Непревзойденная декоративность, высокие эстетические качества. Стеклянные конструкции по определению выглядят очень респектабельно и высокотехнологично.

На выбор креплений для стекла влияет тип системы, степень нагрузки, вес стеклянных листов и многие другие параметры, поэтому при покупке данных элементов лучше всего проконсультироваться с экспертами. Специалисты компании «Титан» не только окажут всестороннюю помощь в подборе кронштейнов из значительного ассортимента предложений, но и произведут элементы системы по индивидуальному заказу.

Для получения более подробной информации о применении стекла в архитектуре и дизайне вы можете посмотреть следующее видео:

Предыдущая запись Следующая запись