Фотопечать на стекле
Технические новинки, которые то и дело появляются в разных областях науки и техники, порой кардинально меняют нашу повседневную реальность. Но привыкаем мы к ним довольно быстро и совсем скоро перестаем удивляться новшеству. Взять, например, фотопечать на стекле. Это сравнительно новое направление, но оно быстро, если не сказать моментально, завоевало признание дизайнеров. Технология фотопечати позволяет очень точно, максимально близко к оригиналу переносить изображения на различные твердые поверхности. Наилучшие результаты получаются при печати на стекле. Такой точности цветопередачи невозможно добиться другим способом, например, печатая на пленке.
Новинку сразу подхватили и быстро освоили архитекторы и дизайнеры. Начинали с простейших элементов. В дизайне общественных помещений сейчас широко используется прозрачное стекло. Это наполняет пространство светом, воздухом, зрительно расширяет его. Но надо ведь как-то обозначать границы стекла, особенно на дверях. Раньше наклеивали своего рода маячки, чтобы обозначить перегородку, стену, дверь, чтобы никто не прошел «сквозь стекло». Для этого использовалась обычная пленка с определенной символикой. Нельзя сказать, что это поднимало эстетический уровень дизайна, и без того, как правило, достаточно аскетичного в офисных и общественных помещениях. Использование для этих же целей фотопечати расширяет выразительные, декоративные возможности, что сразу высоко оценили дизайнеры. Ведь на стекло, особенно прозрачное, с помощью этого метода можно нанести любой узор, цвет, перенести любой рисунок, имитировать фактуры других материалов.
Ультрафиолетовая (УФ) печать — это разновидность струйной печати с использованием специальных чернил, которые застывают (полимеризируются) под воздействием ультрафиолетового излучения. После этого на материале образуется толстая пленка. Она водостойка и долговечна, ее можно протирать, мыть, применяя том числе и разные химические средства. От этого яркие краски не стираются, не блекнут, не теряют своей насыщенности и естественности. Несомненные достоинства фотопечати — (точность, достоверность, естественность изображения и безупречность передачи света-тени) сразу открыли зеленую улицу этой новинке. УФ ̶ печать стали широко применять в изготовлении рекламной продукции. Изображения, полученные таким способом, соответствуют самым строгим экологическим нормам. Это позволяет размещать рекламу и элементы декора в детских, медицинских, торговых, учебных, спортивных учреждениях, в жилых помещениях. Диапазон применения фотопечати очень широк: различная реклама (стеллы, панно, постеры, сувениры), декор интерьеров (плитка, фрески, витражи, двери, фотообои), мебель (шкафы-купе, мебельные фасады, кухонные фартуки, копии картин) и так далее.
В принципе, изображение можно нанести на любую твердую поверхность. Но все чаще специалисты отдают предпочтение стеклу. Технология позволяет наносить изображения на глянцевую, матовую и зеркальную поверхность.
В зависимости от дизайнерской задумки рисунок может наноситься на обратную или лицевую сторону изделия. При этом более точная цветопередача и максимальное соответствие оригиналу достигается, если использовать осветленное стекло, которое имеет меньший естественный оттенок, чем стандартное флоат-стекло. Это дает возможность нанести изображение на столешницу, декорировать поверхность шкафа, потолок или стены, придать интерьеру индивидуальность. Причем осуществить смелые дизайнерские замыслы можно, не подвергая серьезным испытаниям бюджет заказчика. Дело в том, что, используя особое оборудование, изображение сразу наносят на выбранную поверхность, минуя промежуточные стадии. Это не только ускоряет получение результата, но и дает существенную экономию. Привлекает и сравнительная простота технологии. Тщательно очищенную от загрязнений поверхность обрабатывают безвредными для человека химическими средствами, чтобы краска проникла глубже. Затем выбранное изображение наносится и закрепляется специальными средствами. Этим способом можно нанести изображение на поверхность любого размера, — от миниатюрного до очень впечатляющего: например, на огромную витрину современного супермаркета. Изображение прекрасно ложится на гладкую поверхность, но и на шершавой или рельефной будет выглядеть не менее эффектно. В интерьере изысканно смотрятся стеклянные панно, особенно подсвеченные. Их можно использовать в качестве перегородок в межкомнатных пространствах. Ширмы, колонны, ниши, зеркала — все это будто специально создано для того, чтобы быть украшенным с помощью фотопечати. Зеркала, обычно часто протирают, поэтому особенно важно, что, по крайней мере, в течение пяти лет изображение на них не потеряет своей первоначальной яркости. Способом фотопечати можно создавать роскошные витражи, используя работы великих мастеров, изменять структуру света. Или (это наиболее экстравагантная идея) сменить пейзаж за окном. Надоел вид на Третье транспортное кольцо? Можно заменить его на перспективу Москвы с Воробьевых гор или площадь Сан ̶ Марко в Венеции. А почему бы и нет? Технология позволяет реализовывать любые идеи.
Впрочем, справедливости ради надо заметить, что ограничения по размеру и весу все-таки есть, хотя и не очень существенные. Стекло, на которое будет наноситься изображение, должно быть не тоньше 5 мм, а закаленное — не тоньше 10 мм.
Наверняка уже на подходе новые технологии, над которыми трудятся сейчас разработчики, и которые потом войдут в нашу жизнь, станут необходимыми. Но пока что дизайнеры считают, что фотопечать еще не исчерпала своих безграничных возможностей.
А. Александров